RAKIM 1987
"Paid In Full"
Он не похож на обычного рэппера. Никаких именитых гостей -на своих альбомах
читает только он сам... Его не увидишь по телику в каком-нибудь идиотском
шоу... Он очень любит олд-скул и самопальные кассеты... По большому счету
он черный Бог, гений хип-хопа, первый по-настоящему самобытный и выразительный
MC с умением сочинять умные, где-то даже интуитивные текста, чьи манеры
и интонации угадываются в каждом современном рэппере, но особенно в Nas,
Jay-Z, O.C. и Company Flow. Сейчас Ракиму и Эрику Би, как и большинству
поклонников этого легендарного неподражаемого дуэта ERIC B. & RAKIM,
около тридцати, но бремя славы пионеров так называемой новой школы рэпа
будет еще долго преследовать их по пятам, как, впрочем, и обычные нью-йоркские
прохожие, мимо которых каждый день прогуливается (без телохранителей!)
великий Раким, и братва кричит ему вслед: "Йоу, Ра! Ты ведь вернешься?!
Ты должен спасти нас!..". А
спасать действительно есть от чего.
Черная музыка становится все более коммерческой, продажной и однотипно-монотонной.
Все больше молодых нигеров со средними вокальными данными пытаются не
без помощи музыкально-технического прогресса убедить нас в том, что, о
чем ты читаешь - не важно (главное побольше ужаса вселить в сердца слушателя),
правда ли это - тоже вопрос открытый, как ты читаешь - и вовсе фигня.
Главное - войти в моду, сделать хорошую раскрутку и засветиться в как
можно большем количестве громких скандалов. Верный
сын островной популяции Нью-Йорка и дитя улиц Лонг-Айленда Уиллиам Майкл
Гриффин-младший (William Michael Griffin Jr.) всегда мечтал стать одним
из немногих черных полузащитников в высшей лиге американского футбола,
иметь широкие плечи, крепкую голову и множество поклонниц в разных штатах.
Однако пример семьи, где все пели и играли на музыкальных инструментах,
сыграл свою роль. Его мать Синтия в молодости очень любила оперу и джаз
и отказалась от певческой карьеры только после свадьбы с будущим отцом
Ракима автомехаником Уиллиамом Гриффином, который вскоре стал начальником
технической службы обслуживания аэролиний. Оба его старших брата Ронни
и Стиви играли на клавишных, и сам Раким однажды взял в руки саксофон,
предложил свои услуги школьной группе, но позже его стошнило от положительности
всего происходившего в школе, и он увлекся хип-хопом. Первым
прозвищем его как MC было Kid Wizard. Он и приятель ди-джей Teddy Tuff
назывались ALMIGHTY FORCE и все знакомые Тэдди презрительно называли Ракима
коротышкой (из-за его скромного роста). Шел 1985 год, когда один из близких
друзей познакомил Ракима с Эриком Бэрриером (Eric Barrier), ди-джеем нью-йоркской
радиостанции "WBLS" и соседом по комнате молодого продюсера
и ди-джея на той же радиоволне Марли Марла (Marley Marl). "У меня
было несколько своих демо, -вспоминает Раким, - и я поставил Эрику "My
Melody". Он прочувствовал ее, как будто это был вовсе не он, а я
сам. И, воодушевленные, мы отправились в берлогу к Марлу, чтобы сделать
качественную запись". Получилось
что-то невероятное по тем временам: длинное (на 6 минут) и медленное.
Марл пытался раззадорить Ракима и Эрика, но это был их стиль, и никому,
кто побывал в той студии, не удалось убедить эту парочку сменить пластинку.
Более того, в их фантазиях уже крутилась концепция еще одной выдающейся
вещи, позже получившей название "Eric B. Is President" и ставшей
драгоценным камнем их дебютного диска "Paid In Full" (его, кстати,
относят к двум-трем дискам, которые перевернули историю хип-хопа!), выпущенного
лейблом 4th And Broadway Records. Когда
в 1986 году на независимой гарлемской компании Zakia "Eric B. Is
President/My Melody" вышел на сингле и его стали крутить по радио,
Раким был на седьмом небе. Чем больше он работал с Эриком, тем больше
ему это нравилось, и он поверил, что такой шанс посылается Аллахом, может
быть, раз в жизни. Следует
сказать, что для многих любителей хип-хопа разумное разъяснение основ
исламской идеологии в текстах Ракима явилось большим откровением и первым
знакомством с учениями исламской организации Five Percent, чье влияние
через хип-хоп неоспоримо в наши дни. Раким отдал свою душу Исламу еще
в старших классах. "Это был период, когда я искал себя в этой жизни
и мне требовался опытный учитель, - рассказывает Раким. - Тогда меня много
раз арестовывали за ношение незарегистрированного оружия и воровство.
Я боялся, что моя мать не выдержит вести об очередной моей выходке".
И Раким повернулся лицом к Аллаху, и уже сам стал учителем для другим.
Взять, к примеру, заглавную песню из альбома "Paid In Full"
(между прочим, за 13 прошедших лет было сделано более тридцати ее ремиксов),
в которой он призывает искать пути честного заработка и не трясти золотыми
цепями, когда они куплены за грязные деньги. Или не менее знаменитые их
вещи "Ain't No Joke" (самокритичная песня о том, какую роль
в его карьере сыграл Эрик Би, которую позже перепевали Buckshot и Master
P) и "I Know You Got Soul" (посвящение всему человечеству и
каждому в отдельности). Четыре года Раким следил за развитием хип-хопа, видел взлет и падение Death Row и возвышение Puff Daddy и Master P. Его возвращения ждали все, и 29-летний Бог хип-хопа в таких же потертых джинсах и кожаной куртке, как и 10 лет назад, уважил толпу своих почитателей. Его первый сольный диск "The 18th Letter" в компании сборника лучших вещей ERIC B. & RAKIM "Book Of Life" оставил двоякое впечатление. С одной стороны, стараниями лучших нью-йоркских продюсеров, таких как Pete Rock, Clark Kent, DJ Premier, Havoc (MOBB DEEP) и Diamond D., и нестареющего голоса самого Ра последний подтвердил, что он лучший и подарил нам целый букет запоминающихся раймов ("New York", "It's Been A Long Time", "Guess Who's Back" и "Remember That") и не затерялся в нашем бурном на разные события времени. С другой стороны, многие отметили, что некоторые треки на диске уж очень смахивают на MOBB DEEP и голос Хавока не отличишь от Ракима. К тому же сотрудничество с Кларком Кентом ("Stay A While", "Light 'Em Up") выглядит, как ремиксы песен Puff Daddy. |