|
MARY
J. BLIGE
После
миллионных продаж своих записей на родине Мэри Джей Блайдж, одна из законодательниц
моды на смесь хип-хопа и соула, прославившаяся в одно время с EN VOGUE
и TLC, наконец-то стала ближе и европейскому слушателю.
Не так
давно в ранге новой Чаки Хан, Ареты Франклин, Аниты Бейкер или по крайней
мере Уитни Хьюстон Блайдж стала идеалом соул-дивы 90-х с талантом, о котором
было грех умалчивать, и голосом, который трудно было не узнать. С помощью
первоклассных современных продюсеров, среди которых Puff Daddy, R. Kelly,
Babyface и еще с десяток суперизвестных имен, она исправно кормила истосковавшуюся
по нежным мотивам публику своими лирично-эротичными песнями, записав целых
пять альбомов за последние семь лет.Уроженка
Бруклина Мэри провела первые пять лет своего детства в городе Сэвэнна
(штат Джорджиа), после чего вновь вернулась в великий Нью-Йорк. Годы кривляний
перед зеркалом в ванной в попытках повторить фирменные интонации Глэдис
Найт, Отиса Реддинга, Эла Грина, Сэма Кука и ISLEY BROTHERS, песни которых
очень любила ее мама, привели Блайдж в церковный хор, а там и до конкурсов
молодых талантов было недалеко. Голос Мэри стал достоянием знаменитого
йонкерского проекта "Slowbam", но в то же время ее часто видели
на улицах пытающейся заниматься речитативом в компании друзей.
Дальше
дело никогда не заходило, а девчонка взрослела и ее голос становился все
прекраснее. Всерьез заняться своей карьерой Блайдж пришлось практически
не по своей воле. Когда Мэри исполнилось 17 лет, приятели надоумили ее
записать демо, а ее отчим со связями показал его кому-то, кто знал кого-то.
На демо был кавер композиции Аниты Бейкер "Caught Up In The Rapture",
и однажды оно оказалось на столе владельца Uptown Records Андре Харрелла.
Его поздний звонок застал Блайдж врасплох, но она с первых же минут их
разговора поняла, что это ее судьба стать певицей.
Но вывел
в люди и продюсировал два ее первоклассных альбома другой молодой человек,
который раскрутил JODECI. Этим человеком стал Шон Комбс (Пафф Дэдди),
предприимчивый продюсер, который помог Блайдж по последней моде отполировать
звук и придумал имидж, благодаря которому ее окрестили "королевой
хип-хоп-соула".
Дебютный диск нашей героини "What's The 411?" прямо-таки взорвал
поп-чарты "Биллборда" летом 1992 года своим мгновенным попаданием
в первую десятку и полугодичным нежеланием покидать ее гостеприимные стены.
Стараниями авторско-продюсерского коллектива в составе Комбса, Дэйва Холла,
Мака Моралеса и Мара Куни, который написал для Мэри одну из наиболее энергичных
песен альбома сингл "Real Love" (1-е место в Америке), и приглашенных
рэп-звезд, таких как Грэнд Пуба (из BRAND NUBIAN) и Баста Раймс, ну и,
конечно, альбома ремиксов (это очень редкое явление для соул и ритм-энд-блюза,
согласитесь!) "What's The 411?" разошелся тиражом более трех
миллионов экземпляров, а Блайдж закрепила этот студийный и хит-парадный
триумф изматывающим графиком мирового турне, которое не всякая звезда
могла себе позволить. Интересно, что в Британии ее выступления были в
пух и прах раскритикованы. Причем журналисты ничего не имели против ее
таланта и качества исполнения. Их возмутили уж очень завышенные цены на
билеты на концерт из шести-семи песен приезжей звезды, совсем не известной
в Европе. А в Японии, наоборот, - ей рукоплескали от мала до велика и,
что самое удивительное, большинство ее поклонников были одеты что называется
в ее стиле.
В 1994
году певица вновь удивила всех автобиографичностью своего третьего альбома
"My Life", где впервые оказались ею собственноручно написанные
композиции. Вновь продюсировал Комбс (на этот раз вместе с Чаки Томпсоном),
а музыкальные рамки диска умещались в уже привычные контуры программируемых
клавишных комбинаций, драм-лупов и глубоких подбасовок хип-хопа, но спас
более утонченный голос Мэри ("All Night Long", "You Gotta
Believe", "You Bring Me Joy" и "My Life"), но
были также моменты, когда чувствовалось какое-то еле уловимое подобие
некоторых присутствующих здесь вещей с наполнением знаменитого альбома
LL Cool J "Mama Said Knock You Out". И все же это следующий
уровень для хип-хоп-соула и для Блайдж, документальный сборник эмоций
обычной бруклинской девчонки, бегущей навстречу любви, женскому счастью,
умиротворенности и в какой-то степени мучительное риторическое любовное
письмо ее бывшему ухажеру. Или как она спела на сингле "Be Happy":
"Мне так хочется быть счастливой, но все зависит только от меня!".
"My
Life" также стал мультиплатиновым бестселлером и даже номинировался
на "Грэмми" как лучший альбом года, но Мэри досталась другая
статуэтка за дуэт с Метод Мэном на его сингле "I'll Be There For
You/You're All I Need To Get By",
после чего она вновь продолжила гастролировать по свету, записала сингл
"Not Gon' Cry" для суперзвездного саундтрека фильма "Waiting
To Exhale" и взяла продолжительный отпуск.
В ее
отношении к своей внезапной, но безусловно заслуженной знаменитости продолжала
проскальзывать некая двусмысленность. Ее детской раскрепощенности завидовали
многие коллеги, но Мэри разбавляла свой правильный имидж открыто пренебрежительным
отношением к прессе, частыми опозданиями на фото-сессии, наркотиками и
выпивкой, скандальным романом с K-Ci (из JODECI), выдуманной беременностью
и появлением в джинсах на торжественной церемонии вручения наград "Soul
Train Awards". С мужчинами ей не везло еще с юности, но все любовные
неудачи она переносила наедине со своей подушкой или в откровенных разговорах
со старшей сестрой ЛаТоньей. Видно, держать в себе все это стало невыносимо,
и на целых три года мы потеряли Мэри.
Она
вернулась на сцену только в 1997 году с диском "Share My World",
призвавшим разделить ее переживания и окунуться в ее внутренний мир, где
больше не осталось места для любви к мужчине, но уже без поддержки Андре
Харрелла, ушедшего на Motown, и Шона Комбса, который к тому времени покинул
Uptown, открыл Bad Boy Entertainment и сосредоточил все свои усилия на
раскрутке Notorious B.I.G. Никто, кроме них самих, не знает досконально,
было ли это дружеским расставанием или их что-то разъединило, но, по всей
видимости, Мэри давно уже хотела большей независимости, что могло не устроить
Паффи.
Злонамеренно
или ненароком Блайдж избрала себе в менеджеры Сьюджа Найта, одного из
предводителей Death Row Records, который открыто враждовал с лейблом Пафф
Дэдди, а ее новыми продюсерами стали не менее знаменитые TRACKMASTERS,
Babyface, D'Angelo, Jimmy Jam & Terry Lewis, R. Kelly, Rodney Jerkins
и многие другие. Как ни странно, чувствовалась нехватка Комбса, от этого
альбом получился более разнообразным, хотя многим показалось, что новые
продюсеры сделали из Мэри вторую Тони Брэкстон. Хип-хоп практически полностью
ушел из ее песен (его легкий налет ощущался разве что в "Love Is
All I Need" с участием Nas и "I Can Love You" c Lil' Kim)
и Блайж пришлось демонстрировать чисто ее вокальные данные. Многие песни
из этого альбома явно проигрывали ее золотому (а точнее сказать, платиновому)
наследию, казались монотонными, безличными и совсем не подчеркивали индивидуальность
соул-дивы (хотя она стала соавтором большинства из них). Тем не менее
долгое ожидание восполнило все огрехи этой работы, и альбом, как и ожидалось,
дебютировал на вершине "Биллборда".
В следующем
году Мэри поместила отдельные моменты из всех своих турне на концертном
альбоме "The Tour", где расположились ее лучшие вещи, перепевки
Чаки Хан и Нормана Уитфилда, а также ужасные студийные заморочки (с добавлением
искусственного шума, как на концертах) классики Ареты Франклин и Дороти
Мур, но в целом получилось недурно.
Блайдж
была в числе первых современных музыкантов, которые доказали американским
мамашам и папашам, воспитанным на мирном роке 60-х и безмятежном соул-фанк-ритм-энд-блюзе
70-х, что нынешнее молодое поколение еще не совсем испорчено, имеет неплохой
вкус и может ладить со старичками. Но главным новатором уходящего десятилетия
Мэри Блайдж определенно уже не стать. Слишком уж часто в последние годы
она шла на поводу старых традиций с редкими изысканиями в модных направлениях,
законодателями которых, к сожалению, являются другие.
|