BMX

Из всех так называемых "экстремальных видов спорта" у нас (т. е. в России) фристайл на велосипедах развит, пожалуй, меньше всего. Дело в том, что "все о нём слышали", но почти никто не занимается. В чём же дело? Во-первых, в том, что никто у нас серьёзно ВМХ не раскручивает. Вот за ролики и сноубординг взялись как следует, и объёмы продаж сразу поползли вверх - это стало "модно". Во-вторых, складывается впечатление, что бывший "совок" вообще выпал из мировой экстрим-культуры в плане ВМХ'а, потому что кроме как по MTV "вмхашку" больше нигде и не увидишь. Есть, правда, ещё Eurosport, но он не всем доступен. Такая информационная изолированность и приводит к тому, что о фристайле ничего конкретного почти никому не известно.

О самом "аппарате". Фристаловый байк представляет собой простой велосипед небольшого размера, без передней и задней амортизации, с усиленной рамой, вилкой, рулём и всем-что-только-можно усилить. На модели для флэтлэнда ставят приспособление под названием GYRO, позволяющее рулю вращаться на 360 градусов и даже больше (т.е. сколько угодно). При этом тормоза можно зажать в любом положении, даже если руль развёрнут на 180 градусов. В отличие от триаловых байков, у которых передняя и задняя звёздочки практически одинаковые, у ВМХ'а передняя значительно больше задней. Оси колёс (то, что проходит внутри втулки) удлинённые и усиленные. Это нужно для того, чтобы наворачивать на них специальные штыри ("стаканы", "пеги"), на которые можно вставать при исполнении трюков или скользить по перилам, граням или по коупингу в рампе. Обода - алюминиевые или стальные, в идеале - хромированные, с 48 спицами (обычно), диаметром 20 дюймов. Тормоза - на тросиках, U- или V-брэйки. Гидравлику не ставят, т. к. её невозможно совместить с GYRO. Руль достаточно широкий, ручка почти достаёт до седла при повороте руля на 90 градусов (это как раз и используется при исполнении track stand'а). Само седло - скорее дань традиции, чем функциональная часть, т. к. используется крайне редко. Переключения скоростей нет .

Как на нём кататься? Основные варианты - рампа, трамплины (земляные в дёрт джампинге или обычные скейтерские), стрит (технический, с использованием препятствий, или "чистый", т. е. просто по естественным препятствиям на улицах (лестницы, перила, грани)) и флэтлэнд. Всё, кроме флэтлэнда, подразумевает прыжки, перевороты, грайнды и т. д. Флэт - это совсем другое. Здесь нужна не скорость и сила, а умение держать равновесие и ловкость. Эта разновидность ВМХ'а требует больше всего времени для обучения и меньше всего приспособлений - достаточно ровной баскетбольной площадки, чтобы стать лучшим. Правда, ещё нужно время, терпение и желание, но уж это зависит только от тебя. Среднее время обучения нормальному катанию - вся жизнь, у некоторых - чуть меньше, а у кого-то и больше... Во всяком случае, на роликах достижение хороших результатов занимает гораздо меньше времени (ещё один фактор, отпугивающий желающих заниматься) и сил.

Травмы. К сожалению, на байке получить травму проще простого, что невыгодно отличает его от роллов и скейтборда. Связано это с тем, что падения обычно неожиданные, да и падать приходится не только на какую-либо поверхность, но ещё и на байк, если не успеешь отбросить его в сторону. Чаще всего травмируются голени, причём и спереди (рамой, рулём), и сзади (пегами). Поэтому без защиты лучше даже и не выходить. Минимум - голени и перчатки, лучше ещё что-то 'напялить'. В рампу без шлема вообще нельзя соваться. Совсем хорошо, если у вас есть специальный "панцирь" на тело и налокотники - тогда вам почти ничего не страшно. И всё же... Пожалуй, нигде больше люди столько не "ломаются", сколько на ВМХ'ах.

Одежда. Здесь самое главное - штаны и обувь. Штаны не должны быть слишком широкими, иначе будут попадать в звёздочку, что может привести к очень серьёзным последствиям. А из обуви лучше Airwalk'ов или Vans ничего не найти. Ни в коем случае не катайтесь в кедах с тонкой подошвой - пеги "прогрызут" её за пять минут ! Подошва должна быть не очень твёрдой и желательно потолще (но не "платформа"). Помните, что при достаточно интенсивном катании можно "убить" одну пару обуви за месяц (пеги на концах делают рифлёными, как напильник, поэтому одни "просверливают" подошву). Остальные элементы одежды - по вашему выбору, они не имеют особенного значения.

Уход за байком. Опять камень в огород ВМХ'а - ни один "экстрим-снаряд" не требует такого ухода, как байк. Прочистка тормозных тросов, подтягивание "стаканов", кареток, цепи, спиц, регулярная протирка тряпочкой, замена износившихся частей, смазка.... Тормозные колодки стачиваются, тросики растягиваются и рвутся, каретки расшатываются, колёса прокалываются, покрышки стираются.

Транспортировка: две стороны одной медали. Сначала о плохом: байк большой, с ним не пускают в метро и автобусы, а если и пустят, то очень трудно продираться сквозь толпу, с собой надо таскать кучу ключей, насос, запасные камеры и другие части, выслушивать упрёки милиции и окружающих и т. д. НО ! Каждый день проведённый на байке становится настоящим праздником, если вы сделали новую фишку, отточили старую или просто хорошо покатались. Ни ролики, ни скейт с этим не сравнятся. Это трудно, но это очень здорово !

Hosted by uCoz